Справочная система портала Regiony.BY Общая информация Реформа АТД Концепция реформы

Введение

В основе карты Беларуси на нашем сайте лежит Концепция реформы административно-территориального деления нашей страны, разработанной рядом экспертов и представителями различных общественных организаций.

Данным текстом мы попытаемся вам объяснить, почему Беларусь на Regiony.by поделена таким странным на первый взгляд образом, и чем мы руководствовались работая над сайтом.

Концепция реформы

Предисловие

Регионализация Беларуси это вопрос не завтра, и не сегодня. Регионализация Беларуси это давно перезревший вопрос, который должен был быть решен еще вчера. Не один десяток людей в нашей новейшей истории направляли свои силы и знания на то, чтобы оптимизировать белорусское административное устройство, которое на протяжении последних 50-ти лет не по своей воле напоминает воронку всепоглощающего торнадо, в центре которого находится город Минск.

Если существующую "адскую машину" существующего административно-территориального деление (АТД) не остановить, то с каждым годом мы будем все яснее видеть ее разрушительное воздействие не только на экономику, но и на политику, и даже психологию Беларуси. Все больше будет увеличиваться разрыв в жизненных устоях и ценностях между Минском и регионами. Это та самая “кощеева игла” Беларуси, ее Рубикон, который имеет силу убить само наше государственное бытие.

Без оптимизации АТД мы не можем расчитывать ни на какой эффект от любых рыночных реформ, не можем строить инвестиционный климат, не можем реформировать налоговую систему, не можем вести демографическую политику, как и много других вешей. Без реформы АТД это все будет иметь не больше смысла, чем рисование палкой по воде. А самое главное - мы не сможем получить гражданина своей страны, которого так беззаветно пытаемся вывести из кастрированных хомо-советикусов, начиная с самого момента обретения Беларусью своей государственной независимости. Как бы ни старались ни государственные, ни оппозиционные идеологи привить чувство здорового патриотизма белорусам - оно продолжает жить где-то на примитивно-эмбриональном уровне дутых парадов и Интернет-флейма. А белорусы как были каждый сам за себя так, и будут оставаться, потому что больше быть им не за что.

Вопрос понижения роли областных городов и Минска, и повышения роли других региональных центров, это не только вопрос экономического и исторического возрождения белорусских регионов. Это вопрос выживания всей Беларуси как устойчивой государственной системы уже в средне-срочной перспективе. Если не будет основ для регионального роста и развития, то никакие скидки на нефть и газ, никакие кредиты МВФ, никакие жесточайшие указы ровным счетом ничего не спасут и не изменят.

Административно-территориальное деление существующее сейчас в нашей стране, осталось в наследство от Советского союза, с его "безграничными" территориями и призвано было обеспечивать осуществление власти на этой части большой страны. В такой раскладке, наличие шести областей, с примерно равной численностью населения и площадью соответствовавшей площадям в соседней Украине и европейской части России, а также деление на районы позволяло это делать.

Однако после провозглашения Республикой Беларусь суверенитета, старая, советская модель территориального устройства, не была пересмотрена. В результате мы имеем огромные по площади регионы, неэффективно управляемые областными администрациями. В четырех из шести областей, административные центры находятся на окраине территории - Брест, Гродно, Гомель, Витебск. Расстояние от них до некоторых районов исчисляется сотнями километров.

Противники перемен заявляют: "административно-территориальная реформа будет несвоевременна из-за тяжелого экономического положения"! Но в том-то и парадокс, что без реформы социально-экономический прорыв и выход из тяжелой ситуации как раз и немыслим. Замещения одних чиновников на других, переводы из одних структур в другие, смена табличек на дверях кабинетов и визитных карточек не приведут к системным реформам.

Реформа АТД является гораздо более реальным делом, чем большинство набивших оскомину виртуальных "приоритетов" из государственных программ, оппозиционных лозунгов, и Интернет-блогов. И кроме того, она является той темой, где к общему знаменателю может прийти большая часть нашего усиленно поляризованного общества. Что-то, что мы все можем сделать вместе, и что каждой стороне будет выгодно.

Цель реформы

Улучшение системы управления органами публичной власти, самоуправления и территориальной организации исполнительной власти, а так же стимулирование развития регионов за счет создания условий для перераспределения к ним ресурсов от Минска и областных центров.

Структура изменений:

Предлагаемая реформа исходит из следующих принципов:

  1. Реалистичность своего выполнения без создания катаклизмов для уже работающей системы. Другими словами, реформа должна отталкиваться от уже существующих районов. Это имеет смысл не только в целях сбережения средств и нервов, но и потому что существующие районы тоже уже во многом стали частью нашего регионального наследия.
  2. Реформа должна строиться лишь как первый шаг на пути перехода от трехуровневой системы АТД (области-районы-местные советы), к двухуровневой (поветы-волости). В этом смысле новые предлагаемые регионы (поветы) в большей своей части вберут в себя функции областей, но также и некоторые функции районов. Основная же часть функций существующих районов будет постепенно в дальнейшем перераспределяться в сторону новых формируемых волостей. Процесс этот долгий, и на переходном этапе районы будут продолжать играть свои функции и обеспечивать бесперебойность работы системы. Это еще раз подчеркивает, почему важно отталкиваться от существующего районирования.
  3. Реформа АТД должна идти в тесной связи с налоговой реформой, развитием самоуправления (включая создание волостей), и дебюрократизацией. Новые поветы означают новые администрации в новых местах. А это возможность выстроить новые системы, которые c первого дня своего будут основываться на совершенно другом отношении между властью и человеком. В лучшей степени это будет отражаться через выборность местной власти, что в добавок сможет облегчить восприятие реформы самими людьми на местах.

В основу концепции реформы положен принцип "доступности" административного центра территории (ПОВЕТА) в транспортном сообщении, историческая преемственность и склавшиеся традиционные общественные связи в каждой из местностей. Не последнюю, но не главную роль в выработке предлагаемого нового территориального деления страны имеют экономические, а также демографические факторы.

Сегодня мы имеем административно-территориальное разделение страны на шесть примерно равных по площади областей и 118 районов в пределах этих областей.

Предлагаемая реформа АТД предусматривает создание 17-ти административно-территориальных единиц - ПОВЕТОВ, со следующими административными центрами: Брест, Пинск, Мозырь, Гомель, Гродно, Барановичи, Слуцк, Бобруйск, Лида, Молодечно, Борисов, Могилев, Кричев, Глубокое, Полоцк, Витебск, Орша, а также отдельную административно-территориальную единицу - г. Минск в рамках сегодняшнего минского района.

При существующем "перенаселении" Минска, пояс вокруг него из новых региональных центров таких как Борисов, Бобруйск, Слуцк, Барановичи, Лида, Молодечно, мог бы существенно оттянуть на себя значительную часть населения. Для этого необходимо часть предприятий планируемых к переносу из столицы, разместить не в городах-спутниках, а в новых центрах поветов. Гуманитарные Университеты не имеющие большой мат.техн базы, лабораторий (пед, иняз, нархоз), так же следует перенести в новые региональные центры. Это повысит статус этих городов и оттянет часть студенческой молодежи из Минска.

Идея с увеличением числа субъектов первого уровня (поветов) неразрывно связана с повышением роли местных советов (сельских, городских, поселковых). Это то, что мы называем самоуправлением. Описываемое решение идет в русле общеевропейской тенденции перехода на двух-уровневое устройство.

Двухуровневая система местного самоуправления:

  • Повет
  • Волость / Город

По результатом реформы мы будем иметь примерно 470 базовых единиц самоуправления (город, волость) вместо сегодняшних 1495 единиц управления.

Базовая единица (город, волость) должна быть такого размера, чтобы она могла получать определенную прибыль от деятельности на своей территории, для удовлетворения нужд проживающих там людей. Поселковые и сельские советы сегодня являются слишком маленькими для того, чтобы быть самодостаточными единицами управления.

В ходе реформы:

  • Города становятся самостоятельными муниципалитетами.
  • Поселки - центрами Волостей (поселок плюс два-три сельсовета вокруг).
  • Остальные сельсоветы объединяются в сельские волости (5 (иногда 4) сельсоветов вместе), где каждое село представлено старостой.

Одной из характерных особенностей предлагаемой реформы АТД является то, что она основывается на уже существующих районах. Сделано это из практических соображений, в целях упрощения процедуры перехода от старой системы к новой.

Необходимо учесть, что если у региона не будет хоть какой-то "склеивающей" философии, хоть какой-то исторической общности, то теряется весь смысл в регионализации. Только когда жители региона чувствуют персональную связь с культурным фундаментом своей малой родины, только тогда они готовы отдавать троекратно больше сил для развития этого общего целого.

Заключение

Преимущество предлагаемой реформы АТД в том, что она отталкивается от уже существующих районов. Перекройка земель внутри районов - это самая дорогостоящая часть. Без перекройки районов, само переподчинение обойдется не дороже чем, к примеру, выборы.

Недостаток реформы в том, что она почти не имеет смысла без налоговой реформы и реформы самоуправления. А вот эти две параллельные части уже будут дорогостоящими. Поэтому, если говорить реально, то проведение территориальной реформы станет возможным тогда, когда власть уже не сможет избегать двух других реформ.

И наконец, хорошая новость в том, что реформа АТД все же должна идти первой, налоговая реформа следовать за ней, а реформа самоуправления - будет растянута во времени.

Сложность нынешней ситуации заключается в том, что теперь реформа должна не просто строиться на рекомендациях 10-20-30-40 летней давности, но и компенсировать весь тот ущерб, который был нанесен за эти упущенные годы. Преимуществом же является то, что мы имеем шанс учесть дополнительные факторы, такие как исторический контекст, опыт работы в условиях рынка (какого никакого), чтобы повысить эффект от предлагаемых шагов и обеспечить устойчивость новой системы, сделать ее катализатором развития нашего государства на ближайшее будущее.